История явления

Авторское право в античное время.

istorija_avtorskogo_prava_2Зачатки авторского права существовали уже в античные времена и выражались, в первую очередь, в борьбе с литературным плагиатом. Однако эти попытки носили эпизодический характер и были свойственны не всем, а отдельным из древних цивилизаций. 

 

Древний Египет »

Древний Египет считается родиной книги – именно здесь появились первые литературные произведения. Но древнеегипетские авторы стремились не связывать свое творение со своим именем, а приписывали произведение какому-либо богу или фараону. Авторы считали, что это лучшая гарантия сохранности произведения.

Древняя Греция »

Литературное творчество, книготорговля, а так же издательское дело достигли достаточно высокого уровня в Афинах. Именно в Древней Греции возникло понятие изданной книги. Слово древнегреческого языка «Экдосис»(издавать) означало определенный процесс, при котором лично автором или писцами под его наблюдением изготавливался оригинал литературного произведения, а уже потом с оригинала писались заказанные копии. Так как произведения переписывались всеми желающими без ведома и контроля автора, появлялись искаженные версии произведения. Поэтому оригиналы произведений хранились в публичных учреждениях и служили своего рода эталонами, которые помогали сверять изготовленные копии, а так же оберегали авторов от плагиата.7514.detailedСпециальная правовая система отсутствует из-за отсутствия технических средств, которые позволяли бы воспроизводить их в достаточном количестве, необходимом для того, чтобы произведения стали полноценным товаром, предлагаемым публике.

Авторское право Нового времени.

Большинство исследователей связывают возникновение авторского права с изобретением книгопечатания в Европе.

i_311

 

Иоханн Генсафлейш

 Иоханн Генсафлейш (Более известен, как Иоханн Гутенберг) выпустил первую печатную книгу в 1440 году, которая не сохранилась до наших дней.

image1

Открытие Генсафлейша привело к тому, что изготовление копий произведений стало проще, поэтому цены на книги понизились и они стали более доступны. Теперь рукопись могли печатать огромным тиражом, а так же распространять среди широкой аудитории. Благодаря этому, результаты творческой деятельности авторов стали полноценным товаром и могли приносить стабильный доход.

Первые, кто поставил вопрос о необходимости охраны для произведений, стали издатели. Издатели, которые несли значительные расходы на приобретение оборудования, покупку рукописи автора, изготовление тиража не могли защититься от конкурентов, которые просто брали и перепечатывали уже выпущенные в свет книги, а так же предлагали их по более низкой цене.

Система привилегий »

Издатели были вынуждены обращаться к власти за защитой своих интересов.  Власть выдавала обращавшимся охранные грамоты, которые получили название «привилегий».   Количество индивидуальных привилегий стало значительно увеличиваться. Поэтому некоторые государства стали выдавать общую привилегию, которой могли воспользоваться любые заинтересованные лица при исполнении предусмотренных правил в этой привилегии. Система привилегий все чаще подвергалась критике, все громче звучали требования авторов признать их права.

Англия первая сделала шаги к отказу от системы привилегий. В Палате Общин 11 января 1709 г. Был заслушан проект закона « О поощрении образования путем закрепления за авторами или приобретателями копий печатных  книг  прав на последние на время, устанавливаемое отныне.» 10 апреля 1710г  проект вступил в силу, который имел более известное название – Статут королевы Анны.

500px-Statute_of_anne

Автор произведений имел право на издание своего произведения в течении 14 лет, а так же если истечет срок, то он мог продлить его еще на 14.  Нарушение исключительного права наказывалась крупным штрафом с конфискацией незаконно изданных экземпляров произведения.

Во Франции появление законодательства об авторском праве было следствием буржуазной революции 1789 г, при которой отменили все дореволюционное законодательство, а так же и систему привилегий. Но вместо этого были приняты  в конце XVIII века два декрета об авторском праве: – Декрет о праве публичного представления произведений от 13(19) июля 1791  и Декрет о праве на воспроизведение от 13(24) июля 1793г. 

 

Концепции авторского права »

Две концепции авторского права

Концепция «Прав автора»

Направление в авторском праве акцентировало внимание на идее о том, что охрана должна распространяться как на имущественные, так и на личные интересы автора. Суждение о произведении, как о продолжении личности автора, приводило законодателя к тому, что в центре внимания закона об авторском праве должен быть автор. Именно творец должен в первую очередь наделяться всеми полномочиями по использованию своего произведения, которые могут быть переданы потом в том или ином объеме  другим лицам. Но это не значит, что прекращается правовая связь творца с его произведением. Такая система авторского права получила название концепции «прав автора».

Концепция «авторского права»

В странах общего права авторское право развивалось в другом направлении. В странах, где было общее право, а главным образом в Великобритании и США, за автором произведения признавалось право, основанное на естественных правах собственности. Но при создании законов об авторском праве творцам произведений была предоставлена лишь ограниченная имущественная защита. Такой подход мало отличался от привилегий. Разница состояла в том, что привилегии были актами индивидуального характера, а законы об авторском праве стали актами общего действия. Эта концепция стала называться «авторского права».

Современное положение авторского права в разных странах мира.

В Западных странах преобладают 2 основных подхода в авторском праве:

  1. Концепция общего права. Здесь права автора толкуются как имущественные права. Благодаря этой концепции автор может свободно передавать права на использования произведения любому лицу.
  2. Концепция «право автора». Она в основном направлена на право, как создателя произведения и включает понятие «моральные права автора»

5289f5555dff9

Поэтому, термин «авторское право» является не совсем точным для целого ряда зарубежных стран. Для этого используется термин «правообладатель на произведение».

Срок охраны авторского права »

Длительность охраны авторского права:

  • В западных странах авторское право сохраняется на протяжении жизни творца и 50 лет после его смерти.
  • С 1 июля 1995 года в странах, которые состоят в Европейском Сообществе, этот срок был увеличен еще на 20 лет
  •  В Испании срок охраны составляет 80 лет после смерти автора.

2

 При создании страницы были использованы материалы с сайтов: Азбука авторского права и Фемида Фланстера